Хто таки «сиві мандрівники» Австралії, RFDS та про Австралію в цілому

Описи та відео експедицій, маршрутів, країн від стороні авторів
Відповісти
Аватар користувача
Volodymyr
Засновник Клубу «Львів 4×4»
Засновник Клубу «Львів 4×4»
Повідомлень: 6941
З нами з: 28 серпня 2002, 16:56
Ім'я: Володимир
Авто: Toyota Land Cruiser 60 (HJ60LG-KW•1982), 33x12.5xR15
Звідки: Ukraine, Lviv
Контактна інформація:

Хто таки «сиві мандрівники» Австралії, RFDS та про Австралію в цілому

Повідомлення Volodymyr »

Австралия: небольшая реколонизация Земли

Побывать в «ничейных землях» пустынь Австралии — это почти как попасть в научно-фантастический роман про колонизацию экзопланеты. Только взаправду. Белые люди системно пришли всего около 200 лет, и за это время успела сложиться молодая, эффективная и очень интересная инфраструктура. Так что ощущения просто космические.

В Австралии опасно. Не так, чтобы всё живое хотело вас убить, но близко. Смертей десятки в год, что близко не лежало в сравнении с ДТП, но зато они очень, скажем так, изобретательные. Например, к воде вообще нельзя подходить — там, в зависимости от водоёма, крокодилы, ядовитые кубомедузы, акулы и змеи. Благодаря одному немецкому туристу, последние слова которого были «Да нет тут никаких крокодилов», знаки об их наличии по шоссе Стюарта теперь на двух языках. А благодаря одной женщине, решившей искупаться во время менструации, мы теперь знаем, что акулы умеют подниматься вверх по течению ручья на 2 километра. Хворост около трассы для биваков туристов собирают строго гиды — отлучаться с асфальта опасно для жизни, потому что в топ-20 самых ядовитых змей мира всего 2 строки принадлежат неместным. К огромному неудовольствию австралийцев.
Дорога по берегу реки. Выходить из машины не рекомендуется. Последний раз тут сожрали мужика, решившего ополоснуть ведро.
Дорога по берегу реки. Выходить из машины не рекомендуется. Последний раз тут сожрали мужика, решившего ополоснуть ведро.
А ещё Австралия постоянно либо затоплена, либо горит, либо находится в короткой передышке между этими состояниями. Но давайте начну с самого начала. Сначала мы оказались в Nowhere Land Северной территории.
Переправа. Слева вы можете видеть внедорожник за 2 миллиона рублей, который никто не торопится вытаскивать уже пару лет. Объясняется это просто — из пяти коряг на фото две — это крокодилы.
Переправа. Слева вы можете видеть внедорожник за 2 миллиона рублей, который никто не торопится вытаскивать уже пару лет. Объясняется это просто — из пяти коряг на фото две — это крокодилы.
Australian 03.jpg
Australian 03.jpg (78.39 Кіб) Переглянуто 3967 разів
Пожары и сезон дождей

Там, куда доходят дожди, есть затопление. Всё довольно просто: три месяца льёт вода, и её куда-то надо девать. Форма Австралии — блюдце, и вместо того, чтобы стекать с континента в море, как во всех нормальных странах, где люди не ходят вниз головой, в Австралии она стекает в центр. То есть просто заливает все окрестные луга — иногда на много километров вглубь пустынь.
Вот по этому городу Катерина (он же — Катрин) пару раз плавали крокодилы, в 98-м и 2006, например.
Вот по этому городу Катерина (он же — Катрин) пару раз плавали крокодилы, в 98-м и 2006, например.
http://www.ourterritory.com/Katherine_N ... _flood.htm

В городе Алис Спрингс уже в глубине пустынь есть река Тодд, где проводится самая известная в Австралии сухопутная регата. Ковбои и бушмены берут гребные лодки, вышибают из них дно и бегут по руслу реки наперегонки. На это шоу съезжаются со всех уголков страны. В 1993 году регату пришлось отменить — река как раз в этот момент заполнилась водой, что случается примерно раз в 30-40 лет. Было обидно, потому что город привык на этом зарабатывать.
Когда вы идёте куда-то пешком далеко, нужно оставить в блокноте в железном ящике запись о том, кто вы, куда собрались и когда там будете. Потом в точке прибытия — что вы пришли. Рейнджеры (местные егеря) синхронизируют записи друг с другом раз в день, и если вы не пришли — начнут вас искать.
Когда вы идёте куда-то пешком далеко, нужно оставить в блокноте в железном ящике запись о том, кто вы, куда собрались и когда там будете. Потом в точке прибытия — что вы пришли. Рейнджеры (местные егеря) синхронизируют записи друг с другом раз в день, и если вы не пришли — начнут вас искать.
В конце сухого сезона Австралия начинает гореть. Если лес не поджечь, то он загорится сам, и будет хуже — потому что будет двухлетний или трёхлетний слой сухой листвы, и пожар так просто не локализуется. Поэтому её 60 тысяч лет как поджигают аборигены, а теперь ещё и пожарная служба. В буквальном смысле пожарная: внедорожник, палка, соляр, пакля. Идеальная работа для пироманьяков. Если зажечь буш в шахматном порядке, то очень скоро вся листва и трава сгорят, и природа восстановится. Пожары сезона гроз будут неопасны. Надо сказать, что природа прекрасно приспособлена для такого — говорят, это единственный случай, где эволюция успела приспособиться к человеку. Эвкалипты просто не горят (точнее, обгорает метр коры), акации грамотно погружаются в анабиоз до дождя, а трава невероятно быстро отрастает. Горящий буш тут — это нормальное природное состояние, часть сезонного цикла.
Australian 06.jpg
В сезон гроз иногда поднимаются смерчи и прочие радости жизни вроде циклонов. Чаще всего это означает, что бананы подорожают раза в 3-4 — если циклон пройдёт по их фермам. В 1974 году компактный циклон Трейси (диаметром всего 48 километров) навёлся на город Дарвин и за час снёс 80% застройки до основания (47 тысяч жителей было, 41 тысяча жителей осталась без домов в принципе). Прибор метеостанции показал скорость ветра в 240 км/ч, а потом его сдуло вместе с остальной метеостанцией. Сейчас по закону на таких территориях строятся специальные аэродинамически-правильные дома, у которых не срывает крышу и всё остальное, а наоборот, вдавливает её поглубже. Но тогда город пришлось перестраивать с нуля.
К каменным воротам церкви они пристроили новую современную, бывшую магистратуру (четыре столба) отгородили, и сохранили один бар из камня — его не разрушило.
К каменным воротам церкви они пристроили новую современную, бывшую магистратуру (четыре столба) отгородили, и сохранили один бар из камня — его не разрушило.
После сезона гроз снова наступает сезон дождей, а за ним — сухой сезон. В сезон дождей делать что-то на фермах вообще бесполезно, и поэтому ковбои спят. Все изменения делаются в сухой сезон, то есть зимой, в июне-августе.

В сухой сезон главным дефицитом становится вода. Поэтому в северных землях Австралии почти нет двухэтажной архитектуры. Любая крыша — это поверхность для сбора воды. Даже на туалете типа «сортир» на ферме на крыше есть водосборник — собирается роса.

Исторически фермеры прокладывали насосы до ближайшей реки. Сначала на бычьей тяге, потом — паровые, потом более современные.
Остатки оборудования шахты в посёлке Сосновый ручей (Пайн Крик)
Остатки оборудования шахты в посёлке Сосновый ручей (Пайн Крик)
Кстати, да, рек в нашем привычном представлении в Австралии мало. Ручьёв много. Ручей — это то, что пересыхает. Река не пересыхает. Поэтому каждый второй городок (на 100-200 жителей с градообразующей заправкой по шоссе Стюарта) называется в честь местного ручья.
Это не вода, а просто мираж. Но подобным образом может выглядеть дорога после сезона дождей. Проехать 20-30 километров по слою воды на поле высотой до полуметра — это нормально.
Это не вода, а просто мираж. Но подобным образом может выглядеть дорога после сезона дождей. Проехать 20-30 километров по слою воды на поле высотой до полуметра — это нормально.
Australian 09.jpg (61.71 Кіб) Переглянуто 3967 разів
Под Австралией в толще континента лежит огромное солёное море. Это хороший геотермальный источник, но копать до него крайне нерентабельно (в отличие от Исландии). Но вода не сразу попадает на глубину — первый водоносный слой лежит в 5-10 метрах (это то, что не успело напросачиваться после дождя), а второй — уже на глубине привычной нам артезианской скважины в 30-150 метров. Фермеры используют скважину глубиной около 30-50 метров и насос на солнечных батареях. Днём он качает, ночью молчит. Раньше использовали ветряк, поскольку он практичнее в плане постоянства выработки, но теперь появилось новое поколение батарей (наподобие наших зеленоградских), и почти везде ставят их. Стоимость решения — около 120 тысяч рублей за ветряковую или 60-70 за солнечную. Аккумулятора на такой насосной подстанции нет — дорого. Решение крайне элегантное — копается пруд для выкачанной воды, который и служит аккумулятором. Кстати, да, замена электрических батарей на водяные бассейны часто встречается в охлаждении дата-центров: когда рубают питание, можно не продолжать охлаждать трассу, а иметь заранее захоложенную воду в термосе-бассейне.
Вот здесь сверху видно бассейн для накачанной воды (состояние на конец сухого сезона) и поселение у шоссе Стюарта. Связь у них тут через спутник.
Вот здесь сверху видно бассейн для накачанной воды (состояние на конец сухого сезона) и поселение у шоссе Стюарта. Связь у них тут через спутник.
Ещё пример
Ещё пример
Итак, вот примерно такой цикл из дождей — засухи — гроз — дождей. Лучшей иллюстрацией будет эвкалипт (его примерно 300 видов, но сейчас в целом). У этого дерева есть масляная система терморегуляции, чтобы не прожигались листья. Он разворачивает листья к полуденному солнцу боком (поэтому его тень бесполезна для отдыха, кстати), у него есть аварийные почки, запускающиеся после обгорания — заранее заготовленный бекап завёрнутых в кожух от огня листьев на стволе, из которого разворачивается новая система после пожара. В случае потери основного ствола после урагана или из-за термитов, эвкалипт может выпустить аварийный из корня. Корень уходит вниз на 30-80 метров в поисках воды. Вот оно, австралийское дерево. Кстати, эвкалипты и другие растения каторжники называли с присущей им оригинальностью: пустынный дуб, пустынная яблоня и так далее.
Высохшее русло реки
Высохшее русло реки
А вот тут хорошо видно, как вода влияет на рост флоры
А вот тут хорошо видно, как вода влияет на рост флоры
Дороги строятся грейдером по типу как у нас зимники на Дальнем Востоке. Но только если у нас зимник прокладывается по снегу, здесь грейдер после сезона дождей просто обновляет дорогу по пескам.
Животные тоже хотят вас убить
Животные тоже хотят вас убить
Точнее, целенаправленно на вас будет охотиться только крокодил, причём только морской (который вопреки названию живёт в реках тоже, но его отличают от пресноводного — этот малыш не умеет в море и низовьях рек). Всё остальное замочит вас по чистой случайности. Поэтому в школах на уроках природоведения детям объясняют с самого начала как-то так: «Помните, мы вчера всем классом играли в парке? Так вот, там водится четыре вида ядовитых змей, опасных для человека. И вы всех сможете встретить и поймать, если захотите. Но сейчас играть можно, потому что листья. Змеи слышат, как вы ими шуршите, и уходят. А теперь послушайте, почему нельзя садиться на камни...»
Это поссум (в данном случае самка с сумкой, на вид как чирикающая кошка). Почти вся жизнь в Австралии ночная, потому что днём сверху кружат хищные птицы.
Это поссум (в данном случае самка с сумкой, на вид как чирикающая кошка). Почти вся жизнь в Австралии ночная, потому что днём сверху кружат хищные птицы.
Дома здесь строят тихо-тихо, чтобы термит не услышал. Точнее, услышат термиты всё равно и сожрут любое дерево. Поэтому дома каменные — или же из древесины с такими адскими пропитками, что ни один нормальный гад грызть не будет. Кстати, пока по дороге Стюарта (рассечке континента через пустыни с севера на юг) строили телеграф, пару раз знатно накололись — связь постоянно пропадала, потому что термиты сжирают столб полностью примерно за год-два.
Термитники (ближайший ко мне покинут, остальные вполне рабочие)
Термитники (ближайший ко мне покинут, остальные вполне рабочие)
В итоге тогда нашли вид эвкалипта, который они не могут прогрызть, а сегодня опоры из стали. Или ещё фокус — две недели стоянки с телегой с деревянными колёсами — и она больше никуда не едет. Колёса выгрызены изнутри.
Взлётно-посадочная полоса в поселении. За ночь термиты построили небольшие бугорки, которые по утрам трамбуют внедорожником.
Взлётно-посадочная полоса в поселении. За ночь термиты построили небольшие бугорки, которые по утрам трамбуют внедорожником.
Пауки тоже доставляют радости. Повесили бельё сушиться после стирки — не забудьте выбить, как ковёр, прежде чем снимать. Включили двигатель машины — учтите, там за ночь могли приползти греться пауки с ладонь размером, и они через 3 минуты могут выскочить на лобовое, что заставит женщину-водителя вдарить по тормозам и спрятаться за руль. Утром в некоторых местах лучше вытряхивать обувь до того, как совать туда ноги. После пожаров пауки часто пытаются спасаться в домах у граждан, не закрывающих двери — это вот та случайность, когда паук не хотел, но вы его сами вынудили. Чтобы подёргать сорняки в огороде, стоит либо сначала побрызгать их отпугивателем насекомых и змей, а потом попить чай полчаса, либо взять перчатки, крепкие брюки и обувь по колено.
Игра «найди ящерицу»
Игра «найди ящерицу»
Змеи тоже могут спасаться от пожара у вас дома. И ещё они любят мышей, а мыши любят мусор. Поэтому надо убираться начисто. Ещё ни в коем случае нельзя разбирать хлам в гараже за один раз: строго по кубометру за неделю. Потому что там может жить змея. Она, конечно, услышит вашу уборку и уйдёт вглубь, но если вы разберёте всё — окажется загнанной в угол и укусит. Поэтому — постепенно, чтобы она поняла, что надо уходить. Стог сена тоже лучше разбирать в два приёма. Поэтому такое понятие как субботник тут просто никому не приходит в голову.

Акулы — ну, я уже рассказывал. Они обычно не кусаются, потому что охотятся за рыбой, а не за человеком. Однако доска серфера с их точки зрения — это охреневший от наглости морской котик (UPD: diversenok поправляет: разные типы атаки, просто пробуют незнакомую штуку, скорее всего). И ещё иногда им чем-то не нравятся некоторые люди. На день территорий австралийский спецназ десантировался на воду и показывал фокусы. После фокуса «нырнул один боец, всплыло две половинки» эту часть программы упразднили.

В одном регионе очень много костей динозавров. Фермеры даже из них строили небольшие сараи, пока не стало понятно, что это динозавры, и их можно загонять сначала учёным, а потом туристам.
Мышки днём. Они-то безопасны, просто поднимают крик, когда вас видят.
Мышки днём. Они-то безопасны, просто поднимают крик, когда вас видят.
Правила выживания очень простые — в туалет лучше ходить не в кустики, а наоборот, палатку всегда застёгивать за собой, спальник сворачивать и ставить вертикально сразу после пробуждения.

Малярийные комары есть, но ничего не переносят.

Наибольшую практическую опасность представляют кенгуру, которые по утрам выходят щипать траву у дороги и греться на асфальте. У дороги скапливается вода (как вверху, так и куда дольше под землёй), поэтому всегда рядом много растений. Траву на три-пять метров от полосы срезают бульдозером, но это помогает на пару месяцев. Кенгуру до сих пор не знают, что машины опасны, и поэтому лезут обниматься. Такая деталь как «кенгурятник» появилась именно здесь ещё после Второй мировой, когда фермерские машины обваривали водопроводными трубами. В первую очередь чтобы отбрасывать животных на обочину, а не ловить в лобовое стекло. Напомню, автопоезд длиной 52 метра не тормозит (потому что не может). Страховка на легковые машины действует до заката.
У этого автобуса в сезон дождей просто открываются багажные отсеки, чтобы течение шло насквозь — и он на скорости 20 км/ч везёт туристов куда надо. Часто в таких же делают дома-на-колёсах.
У этого автобуса в сезон дождей просто открываются багажные отсеки, чтобы течение шло насквозь — и он на скорости 20 км/ч везёт туристов куда надо. Часто в таких же делают дома-на-колёсах.
А, да! Добавьте к этому кучу мух в центральных регионах и озоновую дыру сверху, гарантирующую отличный загар за 20 минут.

Вы тоже хотите убить некоторых животных
— Бух! — сказала машина.
— Кролик, — удовлетворённо прокомментировал водитель.
Австралийцы обожают свою природу и реально много делают, чтобы её сохранить. Но при этом целенаправленно давят жаб на дорогах, стараются убить кроликов, ворон. Регулярно вызывается армия для расстрела верблюдов и коз с вертолётов из пулемётов. То ещё сафари — после дождей верблюды плодятся, и их становится больше безопасного количества. Безопасно, скажем 7 миллионов штук, а их бывает 15. И надо их пострелять, иначе они не оставят водопоев другим животным. Вылетает австралийская армия с тепловизорами, вещают три дня, перекрывают дороги, предупреждают по электронной почте всех пятерых местных фермеров. И начинают сафари. Расстреливаются все патроны с кончающимся сроком хранения, боевой состав получает опыт прицеливания и море кайфа.
Рейнджер из парка Какаду
Рейнджер из парка Какаду
Из-за экзотических видов (кроликов, лис, жаб) тут огромная беда. И именно из-за них Австралия дико круто относится к биобезопасности. Для начала — нельзя ничего протаскивать в страну. Если вы напишете в анкете, что были на ферме или в зоопарке в последние 3 недели, то вам выстирают штаны и обувь — чтобы вы не пронесли семена случайно. Еду никакую нельзя. В анкете формулировка звучит примерно так: «Да/нет: Я ввожу в Австралию огнестрельное оружие, лекарства, еду, ядерные материалы, наркотики». Было страшно ставить «да» — у меня была с собой полевая аптечка. Между регионами такие же барьеры — из Нового Южного Уэльса (это где Сидней) нельзя ничего протащить на остальной континент. Там же стоит длинный барьер от динго и кошек — длиннее китайской стены, чтобы они не пролезли в другие регионы.

Кролика завезли жрать на мясо, а он распространился и стал бедой. Для борьбы с ним завезли лисицу, она распространилась и стала ещё большей бедой. Страж-птицу решили не завозить. Сейчас кроликов проредили специальным вирусом, собранным под них, но некоторые приспособились. Жабу завезли позже, уже после этих историй, и 10 лет она себя никак не проявляла в тестовом водоёме (она боролась с паразитами в тростнике, это было важно для экономики). Накатили на продакшн, и ещё пару десятков лет всё было хорошо. Потом до жабы дошло, что можно расползаться, и всё. Алес. Она очень сильно сократила поголовье птиц — австралийские не знали, что она ядовитая. Одна жаба = одна птица. В последние годы есть свидетельства, что вороны научились переворачивать жаб и выклёвывать им пузо, оставляя ядовитые железы и шкуру сверху нетронутыми. Но урон нанесён огромный — и продолжает наноситься.
Ночью в городе вместо попугаев и голубей летают лисицы. Летающая лисица отличается от мыши шерстью.
Ночью в городе вместо попугаев и голубей летают лисицы. Летающая лисица отличается от мыши шерстью.
Australian 22.jpg (44.33 Кіб) Переглянуто 3967 разів
С другой стороны, в стране нет бешенства — его просто не пропустили пограничники. Не очень много проблем с мигрантами — морская граница усилена крокодилами и змеями, и часто погранцы находят лодку и следы в джунгли, а там немного костей.

Ну и самое приятное — тут вывели арбуз без косточки, дико вкусные везде, а не только в центре. Так что старая астраханская мечта сбылась.

Ещё местные особенности

Связь через пустыни сделана инфракрасными атмосферными лазерами. По старой телеграфной линии поставили вышки ретрансляторов. 50 километров — вышка.
Ретранслятор
Ретранслятор
Базовая станция сотовой сети, одна на 50-60 километров. В ходу у бушменов до сих пор автомобильные антенны.
Базовая станция сотовой сети, одна на 50-60 километров. В ходу у бушменов до сих пор автомобильные антенны.
Australian 24.jpg (49.26 Кіб) Переглянуто 3967 разів
Ну или можно использовать вот такой мегадевайс
Ну или можно использовать вот такой мегадевайс
Широко используется солнечная энергетика: уголь тут очень дешёвый, но солнце не требует подвода линии
Широко используется солнечная энергетика: уголь тут очень дешёвый, но солнце не требует подвода линии
Бушмены используют УКВ-рации, антенна выносится почти на полметра от автомобиля. Когда такой ковбой заезжает на заправку, свист идёт из колонок всех машин на ней.

В сотовой сети 2G вообще нет, только 4G и редкое 3G. Моя Нокия 1110 вообще не работала. Нормальный способ получить интернет в степи — это подключиться к Тельстре (кстати, если поедете — то только к ней), взять телефон, переключить его в режим точки доступа, завернуть в пакет, привязать к пакету верёвку и забросить всё это на дерево. Пусть раздаёт.
Смотритель железнодорожной станции узкоколейки. Сегодня это комплекс из заправки, магазина, ретранслятора, базовой станции сотовой сети и спутникового телепорта.
Смотритель железнодорожной станции узкоколейки. Сегодня это комплекс из заправки, магазина, ретранслятора, базовой станции сотовой сети и спутникового телепорта.
В пустыне много брошенных машин — чаще всего проще купить новую, чем эвакуировать и ремонтировать старую (300 тысяч рублей стоит забрать тачку до ближайшего города). На ходу в некоторых местах джипы 37-го года выпуска — их легко ремонтировать на месте.

В городах до миллиона безопасно: реально люди не закрывают машины и двери. Единственный момент — неинтегрированные аборигены. У них в принципе нет концепции частной собственности, поэтому могут сломать окно и забрать бумеранг со стены или ещё что-то. Такое лучше запирать.

Государство очень молодое, поэтому много классных законов. Подпись в электронном письме или фотография документа считается за документ (всё делается через почту), бюрократии почти нет, после налоговой реформы осталось 4 основных налога, на дорогах главный приоритет — безопасность. Если вы превысите скорость на 4 километра в час на дороге в праздник — это как пересечь двойную сплошную около поста у нас. Если ДТП случилось там, где повреждена разметка — однозначно полная ответственность на дорожниках, что бы там ни случилось. Любое действие, которое может потенциально поставить под угрозу кого-то ещё карается быстро, внезапно и без компромиссов вообще. Виза делается без предоставления оригиналов (даже паспорт не нужен), просто загружаете сканы на сервак консульства.
Средний срок жизни в Австралии 82 года (у нас 66; UPD: tvb приводит данные 2016: 71 год). Вот этот дедушка, скорее всего, один из «седых странников» — всё знает, всё умеет, получает удовольствие от жизни и иногда останавливается в поселениях помогать по профессии.
Средний срок жизни в Австралии 82 года (у нас 66; UPD: tvb приводит данные 2016: 71 год). Вот этот дедушка, скорее всего, один из «седых странников» — всё знает, всё умеет, получает удовольствие от жизни и иногда останавливается в поселениях помогать по профессии.
https://geektimes.ru/post/292625/#comment_10302785

В общем, это страна, которая построена на одной идее — выживания. И лучше всего дух Австралии передаёт, наверное, местная скорая помощь, которая имеет гарантию прибытия врача за час в любую точку континента. Но это отдельная большая история.

В общем, если вы любите фантастику про другие планеты — советую Северные территории. Тут фронтир.



© https://geektimes.ru/post/292625/
© Milfgard 04.09.2017
[О]=TOYOTA=[О] ランドクルーザー
Аватар користувача
Volodymyr
Засновник Клубу «Львів 4×4»
Засновник Клубу «Львів 4×4»
Повідомлень: 6941
З нами з: 28 серпня 2002, 16:56
Ім'я: Володимир
Авто: Toyota Land Cruiser 60 (HJ60LG-KW•1982), 33x12.5xR15
Звідки: Ukraine, Lviv
Контактна інформація:

Re: Хто таки «сиві мандрівники» Австралії, RFDS та про Австралію в цілому

Повідомлення Volodymyr »

RFDS: скорая помощь Австралии с SLA в 1 час до любой точки континента
Australian RFDS 01.jpg
Представьте для начала, что вы живёте в раю на краю земли, и вокруг на 500 километров нет людей. Это прекрасно во всех ситуациях кроме той, когда вас укусила змея, и жить вам осталось 2 часа, если двигаться. Или примерно 20-25 часов, если лежать в тени и пускать пену и слюни в траву.

Можно же носить с собой вакцину, правда? Да. Вместе с холодильником. Это увеличивает ваши шансы выжить при укусе змеи до 20%. Дело в том, что вакцин пять штук. И введение не той гарантированно убьёт вас за 15 минут. Нужно либо держать в руках ту змею, что вас укусила и внимательно её рассматривать, читая инструкцию (а большинство укусов ощущается как укол травой, и иногда жертвы даже не знают, что это было, пока не начнёт кружиться голова) — ну либо иметь под рукой полевую лабораторию для экспресс-анализов. И ещё если вы вдруг на двадцатом году жизни узнаете о выборочном дальтонизме, радоваться будете недолго. И это только змеи, потому что есть ещё куча обычных бытовых вещей от прихватившего аппендицита до проблем с сердцем.

А государство очень заинтересовано, чтобы фермы развивались. И вот в этот момент на сцене появляется RFDS. Королевская служба летающих докторов. Медицинский спецназ Австралии.

Стартовые условия

Очень сокращённая история колонизации выглядит так: сначала континент предполагали, даже отправляли экспедиции на поиски, но мимо него несколько раз эпически промахивались. В итоге его нашёл капитан Кук (которого десятилетия спустя съели на Гавайях). Причём нашёл по очень интересной причине — тогда Венера проходила через диск Солнца, плюс появились точные хронометры. Это позволяло очень хорошо уточнить координатную сетку.

Через полвека Англия поняла, что хранить преступников на баржах посреди Темзы — идея так себе, и отправила флот заключенных и конвоиров основывать Сидней. Первые пару лет новое население познавало радости жизни — нифига из посевных не растёт, много змей, крокодилы, пауки — ну, в общем, вот это всё, что обычно рассказывают про Австралию. Через почти два года взошла свёкла, и тут понеслось. Быстро установилась правильная форма земледелия — мясное животноводство. Берёте участок территории примерно 100 на 200 километров, огораживаете его забором, убеждаетесь, что в сухой сезон все крокодилы ушли, — и загоняете туда бычков. Их не едят собаки динго (а вот овец едят), им плевать на змей и пауков, им не нужно стойло. Летом в Австралии, скажем, плюс 25, зимой — плюс 24. Дальше вы время от времени обновляете забор, чтобы скотина не разбежалась и крокодилы не пролезли, а через два года собираете бычков и забиваете их на мясо. Проблем было много, но самая очевидная — это то, что для такого животноводства нужно иметь огромные фермы. Чтобы вы понимали, большая ферма может быть 250 на 400 километров. Это почти Швейцария, на секундочку. А это значит, что уже где-то третий слой ферм от города — это возможность встретить другого человека раз в год-два.

Поэтому в качестве аптечки с собой стоило носить револьвер с патроном. Чтобы не мучиться, если что.

Радио

Доктор Джон Флинн очень много думал, как же сделать так, чтобы вместо «добейте его там» можно было вызвать врача. Как раз в этот момент в Первую мировую активно развивалась радиосвязь. Напомню ситуацию — подвода электричества нет, на производствах используются паровые машины, есть телеграф. На телеграфе строить было бы очень дорого, но рации решили все беды. Доктор с инженерами смог придумать и подобрать модель рации с динамомашиной — нечто среднее между пультом связиста и велосипедом. Вы крутите педали — и за это у вас есть работающая рация.
Australian RFDS 02.jpg
Australian RFDS 02.jpg (94.5 Кіб) Переглянуто 3967 разів
Подали прошение в правительство, и правительство профинансировало массовое производство одной модели с «велосипедом» и микрофоном, самой дешёвой, но безотказной. Через 10 лет фермеры имели возможность поговорить вечером о делах. Раньше они ложились спать, как стемнеет, либо что-то делали при свете керосиновой лампы. А теперь же садились на велосипед и слушали мир на много сотен километров вокруг. Тогда медицинские консультации давались по радио, и это уже стало в какой-то степени прорывом. Кстати, тогда же началось дистанционное образование в школах (до сих пор даже работает радиошкола Алис Спрингс для аборигенов, только теперь по 4G).

Самолёты

Чуть позже два лётчика решили, что копать землю как-то глупо, и появилось то, что станет современной авиакомпанией Квонтас (как Аэрофлот у нас). Сначала они просто возили людей быстрее дилижанса. Слоган был «За полчаса домой по цене дилижанса». Багаж лошадьми, а человека — на самолёте.

К ним и пришёл доктор Джон Флинн. И спросил, можно ли возить больных. И они начали потихоньку перетаскивать людей в больницы. Чуть позже начали делать специальную люльку на крыло для тех, кто не может сесть в узкую кабину за пилотом. Снова всё посчитали и пошли в правительство. Правительство кивнуло, закупило самолётов. Так появился авиационный флот, который занимался только медициной.
Australian RFDS 03.jpg
Это было начало RFDS. Сегодня у летающего доктора 10 аэродромов и 68 самолётов в постоянном флоте. В самом центре Австралии в Алис Спрингс (100 километров севернее геометрического центра континента) есть госпиталь для RFDS, туда всех и привозят. Ещё один госпиталь на побережье — туда везут тех, кто под пересадку органа или сложную операцию.

В свободное от срочных вызовов время доктора делают две важные вещи. Во-первых, они выходят на патруль так, чтобы сформировать маршруты, где от любой точки с фермерами максимум полчаса-час (в зависимости от региона) лёта. То есть флот постоянно в деле, а не на аэродромах, и где-то рядом с вами всегда есть самолёт и врач. Во-вторых, они занимаются профилактикой. Приземляются во время этих патрулей в деревни аборигенов, маленькие городки, на фермы — берут анализы, осматривают всех. Если поступает тревожный вызов — бросают профилактику и летят спасать.
Australian RFDS 04.jpg
Источник. Первыми самолётами были de Havilland DH.50 (одномоторные бипланы, 180 километров в час). Более современные модели для серьёзных дел — например, Pilatus PC-12.

Каждая крупная ферма Австралии обязана иметь взлётно-посадочную полосу для лёгких самолётов RFDS, и эта полоса должна поддерживаться в отличном состоянии. Иногда фермеры с вертолётами забирают пациента до дороги, на которую садится самолёт RFDS — в этой ситуации доктор по УКВ-радио сообщает всем внизу, что ему нужна дорога. Одна машина перекрывает дорогу в начале импровизированной взлётно-посадочной полосы, вторая — в конце. Самолёт приземляется, забирает пациента и уходит в госпиталь за 1000-2000 километров.
Australian RFDS 05.jpg
Центральный офис в Алис и старая эмблема
Центральный офис в Алис и старая эмблема
Госпиталь в Алис
Госпиталь в Алис
В самом самолёте оборудована полевая операционная. После нескольких лет практики в RFDS любой врач становится желанным гостем в любом городе. Представьте: поскольку у вас нет госпиталя за спиной, помощи ждать неоткуда. Скорая помощь в городах стабилизирует и везёт в операционную. Летающий доктор может так не всегда — ему надо действовать самому на месте. Набирается дичайший опыт и умение принимать решения. В последние годы на самолётах устанавливают средства спутниковой связи, и у службы есть контакты всех ведущих специалистов Австралии. Профессору сиднейского университета, ведущему токсикологию, могут позвонить во время лекции — он может вывести звонок прямо на доску и проконсультировать летающего доктора по видео. А потом продолжить учить обалдевших от романтики ничейных земель студентов.
В центральном офисе заботливо отгородили и запечатали первую диспетчерскую. Получился мини-музей.
В центральном офисе заботливо отгородили и запечатали первую диспетчерскую. Получился мини-музей.
Внутри службы шесть основных профессий: пилоты и инженеры для самолётов, парамедики (медсёстры) и врачи для лечения (кстати, некоторые знают и ветпрофиль), связисты-диспетчеры для координации и помощи прямо по радио. Плюс люди-из-офиса, которые отвечают за ИТ, финансы и так далее.
В разных местах встречаются вот такие рации для вызова медслужбы. В этом конкретном месте в Ольгас идёт локальный вызов, но где-то в пустошах может быть ретрансляция на летающих докторов или рейнджеров, которые их вызовут. В городах есть ещё паучья скорая помощь на мотоциклах.
В разных местах встречаются вот такие рации для вызова медслужбы. В этом конкретном месте в Ольгас идёт локальный вызов, но где-то в пустошах может быть ретрансляция на летающих докторов или рейнджеров, которые их вызовут. В городах есть ещё паучья скорая помощь на мотоциклах.
В Австралии в пустошах Северных территорий нет традиции чаевых. Но банки стоят на каждой заправке, в каждом баре и в каждом кафе у кассы. Это не чаевые, это RFDS. Кстати, если вы спросите, что это за буквы, австралиец никогда не ответит иностранцу прямо. Скажет — положи два бакса, я расскажу. И потом рассказывает.

Государство даёт не очень большой бюджет на RFDS, но они собирают деньги и присылают подробный отчёт всем пожертвовавшим. Со многих фестивалей часть со входных билетов идёт на RFDS. Очень многие компании что-то дают летающему доктору — например, знаменитая R.M. Williams их полностью обшивает.
Они и в фольклор прочно вошли
Они и в фольклор прочно вошли
Когда я был в их центральном офисе, как раз зашла австралийская бабушка с пачкой денег в руке. Сказала, что летающий доктор спас её внука 8 лет назад, и она опять принесла пожертвование.


© https://geektimes.ru/post/292627/
© Milfgard 06.09.2017
[О]=TOYOTA=[О] ランドクルーザー
Аватар користувача
Volodymyr
Засновник Клубу «Львів 4×4»
Засновник Клубу «Львів 4×4»
Повідомлень: 6941
З нами з: 28 серпня 2002, 16:56
Ім'я: Володимир
Авто: Toyota Land Cruiser 60 (HJ60LG-KW•1982), 33x12.5xR15
Звідки: Ukraine, Lviv
Контактна інформація:

Re: Австралія: екскурс, RFDS, «Cиві мандрівники»

Повідомлення Volodymyr »

Кто такие «седые странники» Австралии
The Grey Nomads of Australian 01.jpg
В Австралии очень длинный средний срок жизни — 85 лет. Для сравнения — у нас только недавно он перешагнул 70, до этого был в районе 65. Пенсия наступает в 55-65 лет. Остаётся ещё примерно 20-30 лет на то, чтобы что-то делать.

Представьте: вам 55, пенсии нормально хватает на жизнь без излишеств, дети уже разъехались. Вы живёте в своём доме где-то за городом и думаете, что бы такое сделать. Ну а дальше начинается странное. Настолько, что они смогли во многом изменить образ жизни очень многих мелких поселений.

Итак, дом сдаётся в аренду, и бабушки с дедушками покупают себе дом-на-колёсах. Это или прицеп к внедорожнику с контейнером-домом, или фургон типа «сухопутная яхта» или даже переделанный автобус. И едут в «кругосветку» по Австралии — это легко, потому что весь континент — это одна страна (раза в два меньше России), и есть кольцевая дорога вокруг. На годик-полтора, как поначалу думают эти прекрасные люди. И застревают на 10-15 лет.

Минутка социологии

В 80-х годах никаких «седых странников» не было. В двухтысячных они начали появляться, а на 2016 в Австралии их от миллиона до полутора миллионов человек по примерной оценке. Примерная оценка базируется на том, что зарегистрировано 586 тысяч домов-на-колёсах и прицепов типа «передвижной дом». Текущий уровень прироста — 22 тысячи в год. Плюс есть те, кто просто ставит палатку около внедорожника или на его специальной площадке на крыше (поскольку дело происходит в Австралии, последнее важно для защиты от змей и насекомых).

Дороги переполнены фургонами с пожилыми парами зимой на севере Австралии и на юге летом. Всё вверх ногами, то есть их зима = наше лето, то есть они обычно предпочитают примерно +21 и умеренный сезон. И ездят в лучшую погоду по лучшим частям страны.

Откуда они взялись? Была замечательная статья в 2013 году (её можно найти на сцихабе по DOI 10.1196/annals.1396.030) с хорошим разбором предпосылок и пруфами в числах. Исследователь говорит следующее:
  1. Большая часть населения не болеет последних 20 лет, а имеет хорошее здоровье. Обычно оно резко ухудшается за несколько месяцев до смерти, но длинных печальных периодов статистически мало.
  2. Новое строение семьи — по парам родителей, а не всей кучей, как в викторианские времена — позволило освободить людей после 60 от кучи бытовых вещей.
  3. Концепция общества «работа на всю жизнь» поменялась на «учись всю жизнь»: люди стали гораздо более открытыми к переменам и хотят новых впечатлений всё время. Что делать? Путешествовать! Отмечу, что примерно такое же есть на земле в Канаде и США, в Европе на побережье Испании, и на море — в Англии, Норвегии и т.п. Вот, например, отличная новость про дедушку, который вышел за хлебушком и ушёл в 18-летнюю кругосветку. Да, они такие. Да, те же норвежцы — очень путешествующая нация.
  4. Уровень пенсии уже не делает людей зависимыми от детей.
  5. На дорогах уже есть вся инфраструктура для путешественников.

Теперь давайте посмотрим на инфраструктуру. Что нужно тем, кто хочет относительно безопасно двигаться по Австралии? Во-первых — хорошие дороги. Напомню, у них всё просто: если ДТП случается там, где нет разметки или есть повреждение дороги — это вина дорожников почти независимо от обстоятельств. Во-вторых — заправки. Они есть везде, и это часто градообразующие предприятия. Почему — чуть позже. В-третьих, безопасное место, вода, туалеты и электричество — да, обычно у людей всё с собой, но всё равно приятно становиться там, где оборудовано. Такие парковки есть примерно каждые 50 километров. Даже за пределами brown lands (это необжитые окраины), от Nowhere Lands к Красному центру (где почти нет инфраструктуры) встречаются автономные убежища — солнечная панель, туалет погружного типа, бак для сбора дождевой воды с предупреждением, что надо её кипятить, спутниковый телефон для вызова рейнджера или летающего доктора (да, вас могут спасти из любой точки Австралии).
The Grey Nomads of Australian 02.jpg
The Grey Nomads of Australian 03.jpg
The Grey Nomads of Australian 04.jpg
The Grey Nomads of Australian 05.jpg
The Grey Nomads of Australian 06.jpg
На местах, которые интересны странникам, обычно есть больше всяких ништяков — например, они очень любят внешнюю электрическую сеть. Да, у них не очень много денег. Они экономят, и поэтому не останавливаются в гостиницах. Не все богаты, но суммарно они обеспечивают 40% загрузку всех «караванных парковок» Австралии (куда ездит в том числе молодёжь на праздники и выходные). Путешественники на машинах тратят только на оплату парковок 8,6 миллиардов долларов за год: 10% приходится на иностранцев, 50% на «быстрых путешественников» и дальнобоев, 40% на наших героев. А ещё 40% богатства сосредоточено именно в руках категории «старше 55» в Австралии. На самом деле это собственные дома, которые сдаются в аренду на время путешествий.
The Grey Nomads of Australian 07.jpg
The Grey Nomads of Australian 08.jpg
The Grey Nomads of Australian 09.jpg
The Grey Nomads of Australian 10.jpg
В среднем им мало что нужно — иногда прочная одежда, иногда какой-то девайс типа солнечной батареи. Тратят они мало. Но они все пользуются заправками, все покупают еду в магазине у заправки и все стараются приходить на местные фестивали и прочие события. Потому что им интересно. Их реально много, и когда они собираются где-то, это хороший такой плюс для экономики города.
The Grey Nomads of Australian 11.jpg
The Grey Nomads of Australian 12.jpg
Это порождает вторичную волну — люди начинают стараться сделать каждое место в Австралии интересным. Это целая индустрия, почти как в Южной Африке. Но там есть культура приключений для туристов, — начиная от того, что вам в тире дают футболку «Я был в Южной Африке и стрелял из АК-47 по неграм» (верх неполиткорректности, но мишени там действительно чёрные) и заканчивая специальным маршрутом по пещерам, в середине которого вы будете спасать манекен, провалившийся в трещину, а в конце выйдите из шкуродёра весь в глине. В Австралии же интерес направлен на местных жителей, и во многом — на странников. Много фестивалей. Заправки становятся градообразующими предприятиями: если там есть что-то помимо магазина продуктов, сотовой вышки и бензина, то странники не поленятся потратить пару дней, чтобы заехать и посмотреть. Отсюда — каждый город находит, чем гордиться. Пока мы шли по шоссе Стюарта, попалось вот что:
  • Город с почтой и 18 кафе с кухнями мира.
  • Заправка с зоопарком.
  • Заправка с лучшим мясным рестораном на 500 километров вокруг.
  • Заправка с вертолётными и речными турами по крокодиловой реке.
  • Заправка и большой караван-парк на месте, куда в каком-то году по поверьям прилетали пришельцы.
  • Целебные источники без крокодилов (без морских, пресноводные есть немного).
  • Заправка с магазином бумерангов, которые делают аборигены.
  • Место, где делают «чертовски хороший портвейн».
  • Магазин с коллекцией смешных табличек со всей страны (типа местного Баша).
  • Заправку с книгами, где путешественники оставляют записи на своём языке. Я оставил «Бегите, глупцы!».
  • Город с единственным светофором в центре Австралии, близ которого стоит дерево Стюарта.
И так далее.
The Grey Nomads of Australian 13.jpg
The Grey Nomads of Australian 14.jpg
The Grey Nomads of Australian 15.jpg
The Grey Nomads of Australian 16.jpg
The Grey Nomads of Australian 17.jpg
The Grey Nomads of Australian 18.jpg
The Grey Nomads of Australian 19.jpg
The Grey Nomads of Australian 20.jpg
Да, уточню. Странники не любят туристические места, они стараются забраться подальше и найти что-то редкое и странное. Они очень хорошо скоординированы в плане обмена информацией, и байки играют у них такую же роль, как десятилетиями раньше, до развития большого Интернета, информация играла роль в сообществе австралийских хакеров Альтоса. Чем больше ценного ты говоришь — тем выше твоя карма в сообществе.

У них есть огромный дружелюбный сайт thegreynomads.com.au. Там всё для того, чтобы стать седым странником, все инструкции, этикет, новости (вот, например, они узнали, что почта AU регистрируется как авиакомпания — и ждут дронов в машины), текущее состояние дорог, описания кемпингов, продажа экипировки, расписание всяких событий по стране и места, где нужна работа странников. И огромный форум. Большой раздел там про хобби. Уход за собаками, описание путешествия, астрономия — всё на выбор.

Теперь самое смешное. Работа. Дело в том, что дедушки и бабушки после выхода на пенсию навыки не растрачивают. Инженер-механик уровня «Формулы 1» может, конечно, довольно долго отмокать в геотермальном источнике, но потом ему станет скучно. Бабушка, которая была парикмахером в моднейшем салоне Сиднея, захочет кому-нибудь сделать крутую причёску. Кто ничего не умеет — может участвовать в сборе урожая, всяком хендмейде, присматривать за домами и фермами, делать всякие штуки для экологов и так далее. Но нас сейчас интересуют именно люди с огромным жизненным опытом. Дедушка с бабушкой проехали всю Австралию, заехали в самые дебри окраины и зашли купить продуктов в магазин около заправки. Их там тепло приняли, они разговорились с местными, и вот уже дедушка стоит в сарае автомеханика и смотрит на трактор, который сломался 10 лет назад. И у него руки чешутся его починить. А бабушка хочет сделать причёску другой бабушке, и у неё тоже чешутся руки. Автомеханик предлагает стажёрскую ставку — больше у него бюджета нет. Дедушка делает это не для заработка, поэтому соглашается. Через полгода в радиусе 100 километров не остаётся плохо работающей техники, а местные жители ходят хвастаться причёсками на все фестивали. Наработавшись всласть, дедушка принимает заслуженные аплодисменты и уезжает с бабушкой в закат — ещё полгода путешествий, и они снова где-нибудь осядут.
The Grey Nomads of Australian 21.jpg
Вот примерно так они повлияли на Австралию. Больше интересных мест, лучше дороги, эпизодическая профессиональная работа, развитие полевой медицины. И примерно такого же движения можно ждать у нас: стоит только чуть поднять средний возраст.

Захотят осесть — снимут дом на год где-нибудь в другом регионе. А потом их опять потянет в дорогу.



© https://geektimes.ru/post/296105/
© Milfgard 05.12.2017
[О]=TOYOTA=[О] ランドクルーザー
Відповісти